Preview

Медицинский журнал

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Современные технологии в образовательном процессе на кафедре анатомии человека с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии

https://doi.org/10.51922/1818-426X.2025.3.39

Аннотация

Цель исследования. Изучить возможности анатомического стола «Пирогов II» для использования его на практических занятиях морфологических кафедр медицинского университета и рассчитать учебное время, которое будет отведено на работу студентов разных факультетов с использованием традиционного (трупного) материала и с применением цифровой платформы виртуального человека.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели все преподаватели кафедры анатомии человека с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии прошли вводный курс по работе с интерактивным комплексом «Пирогов». Проведен хронометраж учебного времени по использованию интерактивного анатомического стола и традиционного биологического материала (трупный материал) на практических занятиях по анатомии человека при изучении раздела «Спланхнология».
Результаты. Первичный анализ полученных данных показал, что средняя затрата учебного времени, которое отводится на объяснение новой темы по разделу «Спланхнология» на практических занятиях для работы на столе «Пирогов» равняется 25 ± 3 мин, а при использовании биологического материала – 20 ± 2 мин, для студентов лечебного факультета (длительность занятия 4 академических часа). В группах студентов медико-диагностического и медико-профилактического факультетов интервалы времени для аналогичных частей практического занятия составили 30 ± 3 мин и 20 ± 2 мин соответственно (длительность занятия 4 академических часа). Для факультета иностранных студентов эти показатели равнялись 35 ± 5 мин и 30 ± 5 мин (длительность занятия 4,5 академических часа).
Заключение. Продолжительность практических занятий по анатомии человека в рамках учебного времени позволяет синхронизировать классический метод изучения предмета (на трупах, натуральных органах) с интерактивным (на виртуальном теле).

Об авторах

В. Н. Жданович
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Беларусь

Гомель



А. И. Балако
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Беларусь

Гомель



А. В. Кузьменко
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Беларусь

Гомель



Список литературы

1. Гунбина, А. В., Жильников Д. И., Лысенко Е. М., Набережнева М. Н., Животова Е. Ю. Использование интерактивного стола «Пирогов» при освоении дисциплины «Топографическая анатомия головы и шеи». В: Актуальные проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях Севера, межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 40-летию отделения челюстно-лицевой и пластической хирургии ГБУ РС (Я) «Республиканская больница № 2; Центр экстренной медицинской помощи»: сб. материалов; 2023, 15 ноября; Якутск. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 2023. – С. 15–18. – Дата обращения: 24.02.2025. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_54037166_14613931.pdf.

2. Исакова, М. К., Ережепова Г. Н. Использование интерактивного стола Пирогова при обучении студентов-стоматологов // Актуальные проблемы теоретической и практической медицины. – 2022. – № 4. – С. 51–55. – doi: 10.24412/2790-1289-10.24412/2790-1289-2022-4-5155.

3. Колсанов, А. В., Иванова В. Д., Гелашвили О. А., Назарян А. К. Интерактивный анатомический стол «Пирогов» в образовательном процессе // Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). – 2019. – № 3(1). – С. 39–44. – doi: https://doi.org/10.17116/operhirurg2019301139.

4. Рубан, Е. О. Новое поколение учебного оборудования / Е. О. Рубан // Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). – 2017. – № 1(1). – С. 53–58. – doi: 10.17116/operhirurg20171153-58.

5. Alves, L. S., de Oliveira R. S., Nora Â. D., Cuozzo Lemos L. F., Rodrigues J. A., Zenkner J. E. A. Dental Students’ Performance in Detecting In Vitro Occlusal Carious Lesions Using ICDAS with E-Learning and Digital Learning Strategies // J Dent Educ. – 2018. – № 82(10). – Р. 1077–1083. – doi: 10.21815/JDE.018.100.

6. Васильева, М. В., Жильников Д. И., Корева О. В., Куликова Н. А., Набережнева М. Н., Побережная В. В., Шукюрова Л. Г., Животова Е. Ю. Оценка мотивации студентов 1 курса, обучающихся на кафедре нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии. В: Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики, IX научно-практическая конференция: сб. материалов; 2021, 25 ноября; Хабаровск. – Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет, 2022. – С. 48–50. – Дата обращения: 24.02.2025. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48286278_64929940.pdf.

7. Животова, Е. Ю., Жильников Д. И., Корева О. В., Куликова Н. А., Набережнева М. Н., Побережная В. В., Шукюрова Л. Г. «Классическая» анатомия в современной парадигме высшего медицинского образования. В: Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики, VΙ межрегиональная, с международным участием научно-практическая конференция: сб. материалов; 2018, 22 ноября; Хабаровск. – Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет, 2019. – С. 28–30. – Дата обращения: 24.02.2025. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42248716_34631020.pdf.

8. Животова, Е. Ю., Дейчули И. П., Куликова Н. А., Афанасьев Д. А. Формирование профессиональных компетенций у студентов на кафедре нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии. В: Всероссийская научно-практической конференция с международным участием, посвященной открытию анатомического музея им. профессора Н. А. Курдюмова: сб. материалов; 2020, 20–21 марта; Махачкала. – Махачкала: Дагестанский государственный медицинский университет, 2020. – С. 118–121. – Дата обращения: 24.02.2025. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44190326_14486215.pdf.

9. Соломенко, Н. И., Юркевич А. В., Ушницкий И. Д. Компетентностный подход в формировании клинического мышления студентов-стоматологов. В. Актуальные проблемы стоматологии: сборник научных трудов, посвященный 130-летию основателя кафедры ортопедической стоматологии КГМУ, профессора Исаака Михайловича Оксмана: сб. материалов; 2022; Казань. – Казань: ФГБОУ ВО Дальневосточный ГМУ, ФГАУВО Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 2022. – С. 396–402. – Дата обращения: 24.02.2025. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49313558_28576180.pdf.

10. Соломенко, Н. И., Юркевич А. В., Щеглов А. В. Проблемы адаптации студентов первого курса стоматологического факультета к учебному процессу и пути повышения уровня их успеваемости. В: Актуальные проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях Севера: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию стоматологической службы Республики Саха (Якутия): сб. материалов; 2020, 17 июня; Якутск. – Хабаровск: ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет», 2020. – С. 119–123. – Дата обращения: 24.02.2025. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43079899_55481698.pdf.


Рецензия

Для цитирования:


Жданович В.Н., Балако А.И., Кузьменко А.В. Современные технологии в образовательном процессе на кафедре анатомии человека с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии. Медицинский журнал. 2025;(3):39-47. https://doi.org/10.51922/1818-426X.2025.3.39

For citation:


Zhdanovich V.N., Balako A.I., Kuzmenko A.V. Modern technologies in the educational process at the department of human anatomy with a course of operative surgery and topographical anatomy. Medical Journal. 2025;(3):39-47. (In Russ.) https://doi.org/10.51922/1818-426X.2025.3.39

Просмотров: 33


ISSN 1818-426X (Print)