

Педагогическая эффективность симуляторов виртуальной реальности для обучения студентов-медиков навыкам аускультации
https://doi.org/10.51922/1818-426X.2025.3.109
Аннотация
Обучение в виртуальной реальности (VR) применяется в различных областях медицинского образования.
Обучение аускультации предполагает освоение теоретического материала и работу у постели больного. Оптимально, когда студент приходит к пациенту, имея минимальные навыки распознавания звуков.
Целью проекта является сравнение эффективности обучения аускультации легких и сердца с использованием традиционных методов обучения и технологий виртуальной реальности.
Материалы и методы. Обучение аускультации сердца и легких проводилось с использованием гарнитуры Oculus Quest 2 с программным обеспечением виртуального стетоскопа. В исследовании приняли участие 77 студентов 3 курса. Студенты были разделены на 2 группы: обучавшихся в виртуальной реальности (ВР, n = 28), и студенты, обучавшиеся без использования виртуальных технологий (СП, n = 49).
Результаты. Студенты, обученные в виртуальной реальности, сразу после окончания обучения распознавали звуки лучше, чем студенты, обученные по обычным технологиям (54,5 против 38,3 %). Влажные хрипы в группе ВР распознавались существенно хуже. Распознавание звуков при аускультации сердца в группе протокола ВР было несколько лучше по сравнению с группой протокола СП (44,5 % против 36,8 %).
Контроль сохранности знаний проводился через 3 месяца: отдаленные результаты были лучше в группе ВР.
Заключение. Мы рассматриваем этот проект как пилотный, который позволит нам в будущем провести большое, хорошо организованное клинико-педагогическое исследование.
Об авторах
Э. А. ДоценкоБеларусь
М. В. Шолкова
Беларусь
Ю. В. Репина
Беларусь
Г. М. Хващевская
Беларусь
Т. П. Новикова
Беларусь
И. И. Бураков
Беларусь
А. В. Морозов
Беларусь
Минск
Список литературы
1. Alinier, G. A typology of educationally focused medical simulation tools // Med Teach. – 2007. – № 29(8). – Р. e243–50. – doi: 10.1080/01421590701551185. PMID: 18236268.
2. Almousa, O., Zhang R., Dimma M. et al. Virtual Reality Technology and Remote Digital Application for TeleSimulation and Global Medical Education: An Innovative Hybrid System for Clinical Training. Simulation & Gaming. – 2021. – № 52(5). – Р. 614–634. – doi: 10.1177/10468781211008258.
3. Ataro, G., Worku S., Asaminew T. Experience and Challenges of Objective Structured Clinical Examination (OSCE): Perspective of Students and Examiners in a Clinical Department of Ethiopian University // Ethiop J Health Sci. – 2020. – № 30(3). – Р. 417–426. – doi: 10.4314/ejhs.v30i3.13 (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7445939/).
4. Baniasadi, T., Ayyoubzadeh S. M., Mohammadzadeh N. Challenges and Practical Considerations in Applying Virtual Reality in Medical Education and Treatment // Oman Med J. – 2020. – № 35(3). – Р. e125. – doi: 10.5001/omj.2020.43. PMID: 32489677; PMCID: PMC7232669.
5. Dyer, E., Swartzlander B. J., Gugliucci M. R. Using virtual reality in medical education to teach empathy // J Med Libr Assoc. – 2018. – № 106(4). – Р. 498–500. – doi: 10.5195/jmla.2018.518. Epub 2018 Oct 1. PMID: 30271295; PMCID: PMC6148621.
6. Erolin, C. Interactive 3D Digital Models for Anatomy and Medical Education // Adv Exp Med Biol. – 2019. – Vol. 1138. – Р. 1–16. – doi: 10.1007/978-3-030-14227-8_1. PMID: 31313254.
7. Hafke-Dys, H., Bręborowicz A., Kleka P., Kociński J., Biniakowski A. The accuracy of lung auscultation in the practice of physicians and medical students // PLoS One. – 2019. – № 14(8). – Р. e0220606. – doi: 10.1371/journal.pone.0220606. PMID: 31404066; PMCID: PMC6690530.
8. Kaminsky, J., Bianchi R., Eisner S., Ovitsh R., Lopez A. M., Smith L., Talukder N., Quinn A. Respiratory Auscultation Lab Using a Cardiopulmonary Auscultation Simulation Manikin // MedEdPORTAL. – 2021. – № 17. – Р. 11107. – doi: 10.15766/mep_2374-8265.11107. PMID: 33768144; PMCID: PMC7970645.
9. Kobal, S. L, Trento L., Baharami S., Tolstrup K., Naqvi T. Z., Cercek B., Neuman Y., Mirocha J., Kar S., Forrester J. S., Siegel R. J. Comparison of effectiveness of hand-carried ultrasound to bedside cardiovascular physical examination // Am J Cardiol. – 2005. – № 96(7). – Р. 1002–6. – doi: 10.1016/j.amjcard.2005.05.060. PMID: 16188532.
10. Mangione, S. Cardiac auscultatory skills of physicians-in-training: a comparison of three English-speaking countries // Am J Med. – 2001. – № 110(3). – Р. 210–6.
11. McKinney, J., Cook D. A., Wood D., Hatala R. Simulation-based training for cardiac auscultation skills: systematic review and meta-analysis // J Gen Intern Med. – 2013. – № 28(2). – Р. 283–91. – doi: 10.1007/s11606-012-2198-y. Epub 2012 Sep 12. PMID: 22968795; PMCID: PMC3614132.
12. Pasterkamp, H., Brand P. L., Everard M., GarciaMarcos L., Melbye H., Priftis K. N. Towards the standardisation of lung sound nomenclature // Eur Respir J. – 2016. – № 47(3). – Р. 724–32. – doi: 10.1183/13993003.01132-2015. Epub 2015 Dec 2. PMID: 26647442.
13. Perlini, S., Salinaro F., Santalucia P., Musca F. Simulation-guided cardiac auscultation improves medical students’ clinical skills: the Pavia pilot experience // Intern Emerg Med. – 2014. – № 9(2). – Р. 165–72. doi: 10.1007/s11739-012-0811-z. Epub 2012 Jul 6. PMID: 22767224.
14. Pottle, J. Virtual reality and the transformation of medical education // Future Healthc J. – 2019. – № 6(3). – Р. 181–185. – doi: 10.7861/fhj.2019-0036. PMID: 31660522; PMCID: PMC6798020.
15. Rüllmann, N., Lee U., Klein K., Malzkorn B., Mayatepek E., Schneider M., Döing C. Virtual auscultation course for medical students via video chat in times of COVID-19 // GMS J Med Educ. – 2020. – № 37(7). – Doc 102. – doi: 10.3205/zma001395. PMID: 33364381; PMCID: PMC7740006.
16. Slivkoff, M. D., Bahner I., Bonaminio G., Brenneman A., Brooks W., Chinn C., El-Sawi N., Haight M., Hurtubise B., McAuley B., Michaelsen V., Rowe R., Vari R. C., Yoon M. Evolution and Revolution in Medical Education: Technology in the Twenty-First Century, an IAMSE Webcast Audio Seminar Series, Fall 2018 // Med Sci Educ. – 2019. – № 29(1). – Р. 333–337. – doi: 10.1007/s40670-018-00681-2. PMID: 34457485; PMCID: PMC8368503.
17. Yaseen, Son G.-Y., Kwon S. Classification of Heart Sound Signal Using Multiple Features // Applied Sciences. – 2018. – № 8(12). – Р. 2344. – https://doi.org/10.3390/app8122344.
Рецензия
Для цитирования:
Доценко Э.А., Шолкова М.В., Репина Ю.В., Хващевская Г.М., Новикова Т.П., Бураков И.И., Морозов А.В. Педагогическая эффективность симуляторов виртуальной реальности для обучения студентов-медиков навыкам аускультации. Медицинский журнал. 2025;(3):109-116. https://doi.org/10.51922/1818-426X.2025.3.109
For citation:
Dotsenko E.A., Sholkava M.V., Repina Y.V., Chvaschevskay G.M., Novikova T.P., Burakov I.I., Morozov A.V. Pedagogical efficiency of virtual reality simulators for teaching medical students auscultation skills. Medical Journal. 2025;(3):109-116. (In Russ.) https://doi.org/10.51922/1818-426X.2025.3.109