Preview

Медицинский журнал

Расширенный поиск

Научное обоснование ранговой шкалы трудности учебных предметов для учащихся 5–9-х классов

https://doi.org/10.51922/1818-426X.2022.3.148

Аннотация

Важнейшим фактором профилактики переутомления у учащихся, способствующих повышению их работоспособности, поддержанию здоровья является рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели, которое во многом зависит от соблюдения гигиенических требований при составлении расписания учебных занятий. Ранговая шкала трудности учебных предметов, действующая в нашей республике, предложена в 70­х годах прошлого века И. Г. Сивковым, едина с 5­го по 9­й класс и не учитывает современные особенности обучения. При разработке современной ранговой шкалы трудности предметов использовался метод экспертных оценок. Методом случайной выборки было проанкетировано 1191 учащийся 5–9 классов в школах и гимназиях республики по специально разработанной анкете, содержащей вопросы о трудности и утомительности учебных предметов. В ходе выполнения социологического исследования установлены различия в показателях трудности и утомительности учебных предметов в зависимости от года обучения, а также существенные отличия от действующей ранговой шкалы трудности. Полученные результаты использованы для разработки современной ранговой шкалы трудности учебных предметов с учетом национальной системы образования и года обучения. Выявленные статистически значимые различия в трудности и утомительности учебных предметов для учащихся школ и гимназий обусловили необходимость определения алгоритма разработки специальной ранговой шкалы трудности учебных предметов с учетом особенностей обучения в учреждении образования, что будет содействовать не только профилактике развития переутомления, поддержанию работоспособности на оптимальном уровне, но и благоприятному росту и развитию учащихся.

Об авторе

Е. О. Гузик
ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
Беларусь


Список литературы

1. Александрова, И. Э. О взаимосвязи показателей утомляемости учащихся с факторами урока и школьного расписания // Здоровье населения и среда обитания. – 2017. – № 8(293). – С. 24–26.

2. Гузик, Е. О. Здоровье учащихся Республики Беларусь и пути минимизации факторов риска его формирующих: монография / Е. О. Гузик // Белорус. мед. акад. последиплом. образования. – Минск: БелМАПО, 2020. – 334 с.

3. Кучма, В. Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть I) / В. Р. Кучма // Вопр. шк. и унив. медицины и здоровья. – 2016. – № 3. – С. 4–22.

4. Кучма, В. Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть II) / В. Р. Кучма // Вопр. шк. и унив. медицины и здоровья. – 2016. – № 4. – С. 4–24.

5. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования»: утв. постановлением М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 27 декабря 2012 г., № 206; в ред. постановлений М-ва здравоохранения Респ. Беларусь от 29.06 2014 г. № 63 и 17.05.2017 г. № 35 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.


Рецензия

Для цитирования:


Гузик Е.О. Научное обоснование ранговой шкалы трудности учебных предметов для учащихся 5–9-х классов. Медицинский журнал. 2022;(3):148-154. https://doi.org/10.51922/1818-426X.2022.3.148

For citation:


Guzik E.O. Scientific substantiation of the ordinal scale of difficulty of subjects for students 5–9 grades. Medical Journal. 2022;(3):148-154. (In Russ.) https://doi.org/10.51922/1818-426X.2022.3.148

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-426X (Print)